Школа здоровья при бронхиальной астме

Школа здоровья при бронхиальной астме

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Что такое астма-школа

Школа здоровья при бронхиальной астме

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Кто может посещать занятия

Школа здоровья при бронхиальной астме

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Основные цели и задачи школы

Школа здоровья при бронхиальной астме

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Программа занятий

  • Школа здоровья при бронхиальной астме
  • Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.
  • В программе лекций рассказывают о следующем:
  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Где их организуют и как

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики.

Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом.

Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Основные направления в обучении

Школа здоровья при бронхиальной астме

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры.

Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления.

Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Особенности работы астма-школ

  1. Школа здоровья при бронхиальной астме
  2. Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.
  3. Для качественного обучения необходимо создать такие условия:
  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В заключение

  • В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.
  • Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

Новости поликлиники

Как устроены дыхательные пути?

Школа здоровья при бронхиальной астме В норме бронхи свободно проходимы, и воздух легко проходит в легкие и обратно. При бронхиальной астме стенки бронхов утолщены и отечны. Может легко начаться астматический приступ. Во время приступа астмы стенки бронхов отекают еще сильнее, происходит спазм мышц бронхиальной стенки, бронхи сужаются, выделяется секрет, который также затрудняет прохождение воздуха через бронхи. Во время приступа в легкие попадает и выходит меньше воздуха. Человек кашляет и задыхается, чувствует стеснение в груди, отмечает появление свистящих хрипов.

Читайте также:  Лечение бронхита у кормящей мамы - лучшие средства

Каковы причины возникновения бронхиальной астмы?

Имеются три группы причин:

  • первая группа — это факторы, предрасполагающие к развитию заболевания, — определенная наследственность и факторы окружающей среды;
  • вторая группа — это аллергены, являющиеся причиной аллергического воспаления в бронхах, они же поддерживают это воспаление;
  • третья группа — это факторы, способные вызвать приступ удушья или обострение астмы, — они носят название триггеров.

Течение бронхиальной астмы, клинические проявления.

У больного бронхиальной астмой – защитная реакция развивается при попадании тех частиц, которыми мы дышим в обычных условиях каждый день. Со временем начинает прогрессировать воспалительный процесс.

Симптомы заболевания возникают чаще, протекают тяжелее и практически не поддаются лечению бронхорасширяющими препаратами. Виновниками являются клетки – эозинофилы и другие, которые находятся в стенке бронхов.

Основными факторами, провоцирующими приступы являются:

  • шерсть животных (в т.ч. кошек и собак);
  • пыль в матрасах и подушках;
  • пыль при подметании;
  • пыльца деревьев и цветов;
  • пищевые продукты (в т.ч. мандарины, шоколад и т.д.);
  • сильные запахи (в т.ч. запахи духов, распыляющихся лаков);
  • сигаретный дым;
  • переохлаждение и простуда;

Группы риска, наиболее подверженные бронхиальной астме:

  • детский, юношеский возраст;
  • лица, часто страдающие ОРВИ (заболевают в 18 раз чаще);
  • больные хроническим бронхитом, хроническим насморком, полипами носа;
  • лица, работающие во вредных условиях (пыль растительная, животная) с антибиотиками, пластмассой, стиральным порошком;
  • страдающие диатезом, поллинозом;
  • люди, имеющие наследственную предрасположенность заболевания.

Как протекает приступ бронхиальной астмы? Типичный приступ бронхиальной астмы заключается в быстром возникновении затрудненного дыхания, при котором сильно затруднен выдох, или по-другому это называется удушье, могут быть, слышны свистящие хрипы.

Приступ может сопровождаться чувством испуга, потливостью, слабостью. Очень плохо сказывается на состоянии больного в этот момент «дыхательная паника»: попытки человека дышать, как можно интенсивнее еще больше затрудняют прохождение воздуха по бронхам.

Полноценное обследование больного, особенно при первичном обращении, включает общие клинические анализы (в том числе мокроты), рентгенографию грудной клетки, определение возможных аллергенов (для этого может понадобиться консультация аллерголога или иммунолога), проведение суточной пикфлоуметрии.

Принципа лечения бронхиальной астмы:

  • Своевременное и правильное лечение инфекционных процессов (ОРВИ), протекающих с поражением дыхательных путей.
  • Одна из важных первоочередных мер во время приступа бронхиальной астмы – устранение «дыхательной паники».
  • В случае развития приступа удушья или перед предполагаемой физической нагрузкой – необходимы ингаляции из дозирующего баллончика быстродействующих бронхорасширяющих средств, назначаемых врачом.
  • В случае развития тяжелого приступа бронхиальной астмы, который не снимают ингаляции быстродействующего бронхорасширяющего средства, необходимо не откладывая, обратиться за медицинской помощью.
  • Такой приступ может перерасти в угрожающее жизни состояние – астматический статус.

Школа здоровья при бронхиальной астме Виды ингаляций, которые используются при бронхиальной астме:

  • Дозирующие баллончики для ингаляций, в которых действующее вещество представлено в виде аэрозоля.
  • Нужным и эффективным следует признать применение спейсеров для осуществления ингаляции жидких препаратов из дозирующих баллончиков.
  • Для использования растворов используют небулайзеры (аппараты компрессорного типа, подающие струю воздуха и ультразвуковые ингаляторы), которые создают мельчайшие (меньше чем при использовании баллончиков) частички лекарств (в виде пара), благодаря чему лекарство доставляется в более мелкие бронхи.
  • Существуют порошкообразные средства для лечения бронхиальной астмы, порошковые частички тоже очень маленькие и обеспечивают хорошую доставку лекарства до мелких бронхов.

Последствия аллергического воспаления в бронхах. Длительное воспаление в бронхах ведет к изменению их нормальной структуры.

Мышечная оболочка утолщается (гипертрофируется); эпителий бронхов страдает от постоянного воспаления, и его клетки погибают.

Так как воздух не может спокойно выходить из альвеол, последние расширяются, что ведет к повышению воздушности легочной ткани — эмфиземе.

Признаки обострения астмы:

  • усиление кашля, тяжесть в грудной клетке, свистящее дыхание или затруднение дыхания, особенно ночью;
  • необходимо большее количество противоастматических медикаментов, чем обычно; или лекарства не помогают как обычно;
  • показатели пиковой скорости выдоха ниже Ваших лучших значений, несмотря на увеличение противоастматической терапии.

План действий при приступе бронхиальной астмы.

Школа здоровья при бронхиальной астме 1. Придать больному сидячее положение. Посадить больного на стул, в кресло, на кровать, проветрить помещение. Положение сидя способствует улучшению дыхательной функции легких за счет включения вспомогательной дыхательной мускулатуры и лучшему отхождению мокроты.

2. Дать бронхорасширяющие лекарственные средства в виде ингаляций. Если есть ручной ингалятор, необходимо сделать 2-4 вдоха. В последующем при улучшении делать 1-2 вдоха каждые 5-10 мин до снятия приступа бронхиальной астмы.3. Вызвать врача При тяжелом приступе вызвать «скорую помощь», так как затянувшийся приступ может вызвать острую дыхательную недостаточность с тяжелыми последствиями. Меры предосторожности:1.Если приступ бронхиальной астмы не прекращается в течение 30-40 мин больного надо срочно доставить в больницу.

2. Нередко приступ бронхиальной астмы развивается на фоне сердечно-сосудистых заболеваний. При этом надо иметь в виду, что приступ бронхиальной астмы чаще развивается у молодых, а сердечной астмы — у людей более пожилого возраста. Поэтому нельзя затягивать с обращением к врачу лиц пожилого возраста.

Школа здоровья бронхиальной астмы

Пройдите тест по контролю над своей астмой — Подробнее ⇒

На приеме у врачей в поликлинических отделениях либо в больницах, где проводится стационарное лечение пациентов с бронхиальной астмой, бывает трудно получить все необходимые сведения о болезни. Именно поэтому все большее признание и даже популярность завоевывают школы здоровья для больных с бронхиальной астмой.

Школа здоровья при бронхиальной астме

Подобные школы помогают разобраться, как полноценно жить и работать с диагностированным заболеванием, как строить распорядок дня и режим питания астматиков, кроме того, предоставляют общую и детальную информацию о сути патологии, ее потенциальных осложнениях и возможных последствиях. В абсолютном большинстве случаев пациенты получают ответы на все интересующие их вопросы, а завершив обучение, начинают смотреть на свое заболевание совершенно другими глазами.

Для чего организовываются школы здоровья бронхиальной астмы

Бронхиальная астма является очень распространенной и достаточно серьезной патологией. Болезнь может поразить человека в любом возрасте. Большая часть пациентов имеет генетическую предрасположенность к болезни.

Трудность течения заболевания, повторяемость симптоматики, которая часто угрожает здоровью и жизни больных, нередко создают предпосылки не только для физических, но и для психологических и эмоциональных проблем, отнимающих силы как самих пациентов, так и их родственников.

Как известно, эффективность терапии болезни напрямую связана с неукоснительным выполнением всех назначений и рекомендаций врача. Плохая информированность об основах оказания помощи и самопомощи, незнание правил специального режима жизни астматиков часто приводят к непредсказуемым ситуациям. Поэтому учеба в подобных центрах является необходимой составляющей общей программы лечения больных.

Учеба в школах здоровья

Бронхиальная астма — это болезнь, которая длится не один год. На протяжении всей жизни астматики чаще или реже, но регулярно сталкиваются с периодами ремиссий и обострений. Общая задача школы здоровья — обучить группу больных контролировать свое самочувствие и научить их не допускать частых рецидивов.

https://www.youtube.com/watch?v=Oz0EGPVdcbc

Одной из самых прогрессивных форм учебы являются групповые занятия. Все уроки в школах проводят семейные доктора, терапевты, пульмонологи, аллергологи, психологи, а также квалифицированные и опытные медсестры.

Центры бронхиального здоровья удобны тем, что они организовываются на базе поликлинических отделений для амбулаторных пациентов, а также в больницах, если пациенты находятся на стационарном лечении.

Врачи выбирают группу больных, которые по их мнению наиболее нуждаются в прохождении обучающего курса. Также в списки врачи включают всех желающих пройти обучение и даже членов их семей.

ВАЖНО! Посещение занятий в школе здоровья для пациентов должно носить только добровольный характер.

Обычно группы подбираются так, что в них проходят учебу больные разного пола и возраста, а также с различным стажем болезни. Такой вариант подбора считается наиболее эффективным.

Школа здоровья при бронхиальной астме

Отдельными группами набираются родители маленьких пациентов. На занятия взрослые приходят вместе с детьми. Детские школы организовываются на базе детских поликлиник.

На занятиях врачи обучают детей и их родителей навыкам пользования специальными приборами, например, ингаляторами, небулайзерами и прочими.

Уроки для детей проходят в форме игры, которая понятна и доступна для маленьких пациентов.

Какие цели ставят перед собой врачи в школах здоровья

Важная и главная цель обучения — чтобы группа пациентов с астмой узнали о болезни как можно больше, научились с ней полноценно жить и справляться с приступами без помощи медиков.

Самые важнейшие задачи школ здоровья:

  • профилактика и предупреждение прогрессирования бронхиальной астмы и приступов болезни;
  • умение больных определять степень тяжести заболевания;
  • получение информации о первых симптомах астматического удушья;
  • научить пациентов всем доступным способам быстрого купирования приступа;
  • информирование пациентов о новых методах лечения бронхиальных проблем и новых эффективных медикаментах. Обсуждение с пациентами эффективной медикаментозной и немедикаментозной терапии и возможных побочных эффектах лечения;
  • информирование о факторах риска осложнений, прежде всего отказа от пагубных привычек, таких как курение и злоупотребление алкоголем.

Кроме того, одна из важнейших задач занятий в подобных центрах — это формирование стойких доверительных и ответственных отношений между пациентом и лечащим врачом.

Следует понимать, что они оба несут одинаковую ответственность за решение проблем, возникающих во время бронхиальной астмы.

Ведь часто ситуация складывается таким образом, что астматик и его близкие люди в минуты обострения болезни сами должны действовать своевременно и грамотно, прежде чем им сможет помочь медицинский работник.

ВАЖНО! Определенную положительную роль в школах здоровья играет организация ролевых игр — они помогают отработать стратегию поведения во время неожиданного приступа.

Характерные особенности обучения

Любой процесс образования требует правильной организации. Для этого важно выбрать теплое помещение с хорошим освещением. В обучающей комнате требуется разместить удобные столы и стулья, а также предусмотреть возможность подключения некоторого офисного оборудования — компьютера, принтера, ксерокса для размножения учебного материала на бумаге.

Читайте также:  Акк для ингаляций небулайзером: инструкция по применению

Обычно группа состоит из 8-10 человек.

Большее количество больных считается неэффективным и может негативно отразиться на качестве образования — специалист может не успеть охватить вниманием каждого пациента, а также не услышать все вопросы и ответить на них.

Кроме того, следует предусмотреть дополнительные места для группы родных людей больного. Они тоже должны быть знакомы со всеми характеристиками болезни и умели помочь поддерживать соответствующий образ жизни своих больных родственников.

Школа здоровья при бронхиальной астме

Как показывает практика занятий в бронхиальной школе здоровья, курс обучения должен быть от 7 до 10 занятий. Оптимальное время каждого занятия — не более чем 1,5 часа с 2 перерывами. Данного времени хватает, чтобы пояснить весь материал и дать необходимый объем полезных сведений для больных.

Другие организационные нюансы учебы

Школы здоровья, которые стабильно работают уже несколько лет, строят свою работу так, чтобы за год успеть организовать около 10 циклов обучения. Уроки здоровья строятся в виде бесед, а также должны состоять из лекционного и практического времени. План каждого урока оглашается заранее, но при желании обучающихся пациентов может немного корректироваться.

Название занятияТемы для изучения
Знакомство с Бронхиальной астмой Что такое БА. Причины появления болезни.Факторы риска возникновения БА.
Удушье. Что нужно знать об этом Причины развития приступа. Алгоритм действий во время удушья.Как предупредить приступ?
Ингаляционное лечение Как пользоваться ингалятором, небулайзером, спейсером? Лекарства для ингаляций.
Немедикаментозная терапия БА Спелеотерапия и галотерапия. Дыхательная гимнастика. Виды и техники массажа. Лечебная физкультура.Закаливание.
Пикфлоуметрия Пикфлоуметрия — как метод самоконтроля течения болезни. Как пользоваться пикфлоуметром? Ведение графика пикфлоуметрии.Оценка результатов.

ВАЖНО! Ведущим занятия врачам и другим специалистам желательно не оперировать специфическими медицинскими терминами, которые могут быть недоступны пониманию всех пациентов.

Примерный план учебы в школе

Врачи и другой медицинский персонал, имеющие не только необходимый уровень знаний, но и педагогические навыки, составляют план занятий на весь курс обучения. В некоторых центрах программные курсы немного разнятся, но в целом, учебные планы практически одинаковы. Ниже приведен примерный план учебы в школе бронхиальной астмы.

Один или несколько уроков должны быть посвящены таким важным психологическим темам, как:

  • как уменьшить тревогу и негативные эмоции на фоне заболевания;
  • эмоциональная и другая поддержка пациентов и членов их семей;
  • принятие того факта, что бронхиальная астма — это такая болезнь, которая навсегда останется с человеком, поэтому следует как можно быстрее научиться с ней существовать;
  • роль личной ответственности за проявление приступов и осложнений.

Полученный ранее опыт работы школ здоровья показывают, что взрослым пациентам лучше повторно проходить курс учебы через каждые 2-2,5 года, а дети и школьники должны обучаться через 8-12 месяцев.

Школы здоровья для больных бронхиальной астмой помимо полезных знаний и обучения навыкам борьбы с приступами дают надежду, что заболевший человек никогда не останется один на один со своими проблемами.

Рядом с ним всегда будут находиться такие же «друзья по несчастью», им желают помочь медики и фармацевты, которые объединили свои силы с одной целью — избавить больных от тяжелой симптоматики болезни и улучшить качество их жизни.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой

  • Рекомендации по ведению больных
  • Школа здоровья для больных
  • * %3 %3
  • бронхиальном астмой

О.А. Полевая, А.А. Карабиненко

Кафедра госпитальной терапии № 2 Лечебного факультета РГМУ

Многие случаи недостаточно эффективного лечения больных бронхиальной астмой (БА) связаны с непониманием пациентами сущности заболевания, которое приводит к неправильному выполнению предписаний врача. В нашей стране отмечается низкий уровень знаний пациентов о своем заболевании.

Неосведомленность больных о своей патологии, отсутствие навыков самоконтроля, неумение правильно пользоваться лекарствами являются серьезными препятствиями для успешного преодоления болезни, что выражается в учащении обострений, госпитализаций, вызовов скорой помощи и приводит к снижению качества жизни и удорожанию лечения.

Одним из путей для повышения эффективности лечения БА служит использование различных форм обучения, таких как астма-школа, астма-день, телефоны помощи больным, самостоятельное образование с помощью научно-популярной литературы, видеофильмов, Интернет-сайтов. Применимость этих видов обучения зависит от особенностей пациента, а также от возможностей лечебного учреждения.

Среди перечисленных методов важное место занимает астма-школа. Основным предназначением астма-школы является обучение пациентов самоведению, т.е. способности самостоятельно контролировать свое состояние под наблюдением медицинского работника. Обучение пациента подразумевает установление партнерства между ним и медицинским работником в условиях постоянной проверки и обновления знаний.

Первой формой образовательной работы с пациентами является амбулаторная врачебная астма-школа. Мировой опыт внедрения таких астма-школ показал их эффективность и неоценимое значение в формировании образовательных программ. Большинство аст-

Лечебное дело 3.2007———————

ма-школ создано на базе поликлиник, при этом больные получают необходимые знания по базисным вопросам лечения. Недостатком этой формы обучения является большая продолжительность цикла, при которой многим больным трудно регулярно посещать занятия.

Кроме того, амбулаторная астма-школа предназначена для обучения пациентов, которым уже проводится лечение, а БА в большей или меньшей степени контролируется.

При этом из программы обучения выпадают больные БА в стадии обострения, как правило, ранее не прошедшие обучения в астма-школе.

Одной из основных причин для частых госпитализаций больных в стационар является бесконтрольный прием Р2-агонистов, а также несоблюдение мер по профилактике обострения.

В результате проведенного анализа тактики лечения на амбулаторном этапе выявлено, что больным БА часто не производится индивидуальный подбор дозы лекарственных средств или изменение схемы терапии при отсутствии эффекта от лечения. Большинство больных превышают терапевтические дозы Р2-агонистов, и лишь немногие из них знают об опасности передозировки этих лекарств.

Большинство пациентов высказывают страх перед гормональными препаратами, в том числе ингаляционными глюкокортикостероидами (ИГКС). Таким образом, современные подходы к лечению пациентов с БА на амбулаторном этапе реализуются недостаточно.

Проблема астма-школ в России заключается еще и в том, что они зачастую функционируют в отрыве от лечебного учреждения, осуществляющего наблюдение за больным. Вследствие этого возникают разногласия между медработником, проводящим обучение, и лечащим врачом, ухудшается кооперация больного с медработниками.

Школа здоровья для больных БД

Низкий уровень знаний больных о БА, о возможностях самоконтроля и самоведения, плохое выполнение рекомендаций врача в отношении базисной терапии БА (менее чем на 50%) — всё это послужило предпосылками для внедрения астма-школы в пульмонологическом отделении стационара МСЧ АМО ЗИЛ № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучение в астма-школе на стационарном этапе характеризуется высокой эффективностью.

Обучение в небольших группах за относительно короткий промежуток времени позволяет существенно повысить уровень знаний больных БА о своем заболевании, о гипо-аллергенном режиме, улучшить технику использования ингаляторов и спейсеров, освоить мониторинг пиковой скорости выдоха (ПСВ) с помощью пикфлоуметра. Занятия в астма-школе в стационаре позволяют быстро добиться взаимопонимания между пациентом и врачом, контролировать усвоение больными знаний и навыков, а также эффективность лечения.

За 1 год работы астма-школы в ней прошли обучение 58 пациентов с БА (32 мужчины и 26 женщин) в возрасте от 18 до 75 лет (средний возраст — 42 года).

По тяжести течения БА больные распределились следующим образом: 87% имели среднетяжелое течение БА, 13% — тяжелое. Все пациенты были госпитализированы в период обострения БА.

При обследовании помимо общеклинических методов использовалась анкета ИкБа-50, оценивающая степень кооперации пациента с врачом.

Анализ данных анкетирования показал, что у большинства больных имеется низкий уровень знаний о своем заболевании и отсутствуют навыки самоконтроля.

Многие пациенты не имели представления о пикфлоумет-рах и спейсерах, часть больных неправильно пользовались дозированными аэрозольными ингаляторами, не знали показаний к применению ингаляционных препаратов.

У значительной доли больных было выявлено негативное отношение к базисной терапии ИГКС. Далеко не все пациенты знали, какие лекарства они принимают.

Посещение занятий было добровольным, формирование групп происходило по мере госпитализации больных. Группы состояли из 4—7 пациентов разного возраста и с различ-

ной длительностью заболевания. Групповые занятия проводились в виде лекций, бесед с больными по программе. Общая продолжительность занятий составляла 4—6 дней по 1-1,5 ч в день. Основные темы бесед:

  1. • что такое БА, анатомия и физиология органов дыхания;
  2. • причины БА;
  3. • контроль ПСВ как одного из основных показателей бронхиальной обструкции;
  4. • аллергия, ее профилактика и лечение;
  5. • как купировать приступ БА;
  6. • бронхорасширяющие лекарства и гормональное лечение БА;
  7. • системы ингаляционной доставки препаратов;
  8. • простуда и БА (лечение и профилактика респираторной вирусной инфекции);
  9. • как и где лечить обострение БА;
  10. • как проводить самооценку качества жизни. Все больные, обучающиеся в астма-школе,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ведут ежедневный мониторинг ПСВ с помощью пикфлоуметра. Разбираемые на занятиях вопросы совпадают с проводимой в стационаре коррекцией лечения, что позволяет быстрее добиться взаимопонимания между врачом и пациентом.

Проведение занятий с небольшими группами позволило индивидуализировать программу обучения пациентов с низким уровнем знаний о своем заболевании.

Проводились также индивидуальные занятия, посвященные обучению конкретного больного и контролю его знаний и умений.

После выписки из стационара предлагалось консультативное посещение астма-школы для коррекции лечения через месяц, а при необходимости и чаще. На контрольные визиты являлись только 38 пациентов (66%), из них 10 постоянно проводили мониторирова-ние ПСВ с помощью пикфлоуметра.

Из числа пациентов, находившихся под таким динамическим контролем, лишь 3 человека (8%) были повторно госпитализированы по поводу обострения БА в течение календарного года, а из 20 пациентов, которые прошли обучение, но не являлись на контрольные визиты, были госпитализированы в стационар повторно с обострением четверо (20%).

  • Результаты проведенного повторного анкетирования показали значительное повышение уровня знаний пациентов о своем за-
  • -Лечебное дело 3.2007
  • Рекомендации по ведению больных
Читайте также:  Цефтриаксон при бронхите у взрослых и детей: сколько и как колоть

болевании после обучения в стационарной астма-школе.

Проведенная обучающая программа привела к уменьшению числа госпитализаций в течение календарного года в 2,6 раза, обострений — в 1,8 раза, вызовов скорой помощи — в 1,5 раза.

Значительно увеличилась доля пациентов, применяющих медицинские приборы индивидуального пользования — пикфлоуметры, спейсеры, ультразвуковые ингаляторы; улучшилась техника ингаляции с помощью дозированных ингаляторов.

Безусловно, занятия в астма-школе на стационарном этапе — это небольшой срок для обучения пациента. Для выработки навыков жизни с БА, оценки и осмысления полученной информации необходимо время и повторные беседы с врачом. Поэтому после выписки из стационара больной должен находиться под диспансерным наблюдением пульмонолога и иметь возможность посещать астма-школу амбулаторно.

Полученные данные доказывают эффективность разработанной обучающей программы и целесообразность ее широкого применения. Образовательная подготовка пациентов помогает уменьшить риск обострений заболевания, частоту вызовов скорой помощи и госпитализаций, улучшить качество жизни больных БА, а также снизить суммарные затраты на лечение. Обучение должно стать важным элементом комплексного

  1. ведения больных БА как на амбулаторном,
  2. так и на стационарном этапе медицинской
  3. помощи.
  4. Рекомендуемая литература

Белевский А.С., Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Обучение больных бронхиальной астмой, находящихся под амбулаторным наблюдением // Пульмонология. 1996. № 1. С. 25-32.

Белевский А.С., Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Организация и проведение занятий в астма-школе: Метод. рекомендации. М., 1996.

Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы. Пересмотр 2002 г. / Пер. с англ. под ред. Чучалина А.Г. М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Собченко С.А., Коровина О.В. Обучение больных бронхиальной астмой в комплексе их лечения // Международные медицинские обзоры. 1993. № 2. С. 120-123.

Собченко С.А., Коровина О.В. Опыт работы “Школы для больных бронхиальной астмой” // Пульмонология. 1991. № 3. С. 14-19.

Horn C.R., Cochranen G.M. Management of asthma in general practice // Respir. Med. 1989. V. 83. P. 67-70.

Muhlhauser I., Richter B., Kraut D. et al. Evaluation of a structured treatment and program on asthma // J. Intern. Med. 1991. V. 230. P. 157-164.

Partridge M.R. Delivering optimal care to the person with asthma: what are the key components and what do we mean by patient education? // Eur. Respir. J. 1995. V. 8. P. 298-305.

Продолжается подписка на научно-практический журнал “Атмосфера. Пульмонология и аллергология”

Подписку можно оформить в любом отделении связи России и СНГ Журнал выходит 4 раза в год. Стоимость подписки на полгода по каталогу агентства “Роспечать” — 100 руб., на один номер — 50 руб.

Подписной индекс 81166.

Школы по обучению жизни с бронхиальной астмой

На консультациях у врача, да и в стационаре, где лежат больные с астмой, сложно получить всю информацию о бронхиальной астме.

О центрах, в которых пациенты, больные астмой, могут узнать ответы на все свои вопросы и взглянуть на болезнь изнутри, понять, как жить дальше, как организовать свой быт стали говорить еще в прошлом веке.

В наше время такие центры появились и стали называться «школами бронхиальной астмы» или «школами здоровья по бронхиальной астме»

В 80-х годах были учреждены программы обучения по бронхиальной астме в скандинавских странах и в США. На основании этого опыта, а, в первую очередь, на основании передачи знаний относительно ориентированных программ в конце 80-х годов была учреждена программа обучения по астме в Германии.

Сначала некоторые центры разработали программы, а затем произошло быстрое распространение и координация этих проектов. Первично эти программы были направлены на то, чтобы улучшить «соблюдение режима терапии» пациентами и их семьями.

Только что упомянутый классический термин «соблюдение режима терапии» определял то, в какой степени поведение пациента соответствует рекомендациям и советам врача. Это, в свою очередь, породило термин «несоблюдение режима терапии», указывающий на отрицательный признак личности пациента («трудный пациент»).

Следовательно, это считалось бы препятствием для реализации врачами целесообразной и направленной терапии. Данный классический термин «соблюдение режима терапии» считается на сегодняшний день устаревшим: вместо него используют термин «обеспечение реальных возможностей и условий».

Этот термин включает в себя партнерские и подразумевающие сотрудничество отношения между врачом и пациентом, при которых оба партнера несут равную ответственность за то, чтобы пациент и его родные справлялись с задачами, возникающими в связи с хроническим заболеванием, в повседневной жизни.

Школы здоровья по бронхиальной астмe

Школы здоровья по бронхиальной астме сейчас очень распространены во всем мире. Здесь  даются рекомендации, как жить с астмой, какой распорядок дня должен быть, как  соблюдать правильный режим и составлять полноценный рацион питания.

В этом контексте цель обучения в таких школах состоит в повышении навыков пациента и его семьи, связанных с более обширным использованием имеющихся в наличии ресурсов для обеспечения приемлемых методов самовосприятия, чтобы пациент сам как можно раньше мог обнаружить начинающееся ухудшение состояния, обострение, распознать возникшую проблему со здоровьем и соответственно отреагировать. Безусловно, обучение пациентов включает в себя практические знания и понимание взаимосвязи заболевания, триггера и лечения.

Однако при этом ключевыми факторами являются аспекты распознавания ранних и предупредительных симптомов, умение справляться с психосоциальными нагрузками последствий и принятие заболевания пациентом и его родными. Посредством ролевых игр отрабатываются стратегии поведения, которые могут быть реализованы в повседневных ситуациях.

Так как при этом определенную роль играют также эмоциональные аспекты (опасения относительно влияния болезни, побочных эффектов от приема лекарственных препаратов, планирование жизни, выбор профессии, чувство вины относительно возникновения хронического заболевания и т. д.

), следует учитывать эти аспекты и их влияние на само заболевание, а также на пациентов или их семьи.

Участие семьи в работе школы здоровья для больных астмой

Под девизом «Никто не одинок в своей болезни» в рамках программ обучения для детей и подростков регулярно задействуют в обучение родителей или постоянно ухаживающих за больными лиц. Это рекомендуется, прежде всего, потому, что дети и подростки рассматривают своих родителей в качестве основных консультантов по вопросам, связанным со здоровьем.

Дальнейший аспект возникает на основании того, что в случае критических ситуаций (например, начало атопического нейродерматита, тяжелый приступ астмы, анафилаксия) пациент и его семья в острой ситуации зачастую сами должны действовать грамотно, прежде чем им предоставит помощь какой-либо врач или служба скорой и неотложной помощи.

При определенных обстоятельствах для этого должна быть в наличии совокупность социальных стратегий реализации (например, подросток должен быть в состоянии использовать свой экстренный пульверизатор во время урока физкультуры, ребенок также должен быть в состоянии в некоторых случаях использовать ручку с дозой адреналина, если вследствие укуса осы ему угрожает анафилаксия).

В общем, обучение пациентов является образовательным и психологическим посредничеством, при котором им передают знания медицинского характера и обучают их применению.

Цель состоит в том, чтобы посодействовать максимально возможной самостоятельности пациентов и их родных, несмотря на хроническое заболевание и ввиду его наличия, их максимально возможной осведомленности и, таким образом, в целом, повышению качества их жизни.

Программа обучения по астме в школах здоровья в Германии

Программа обучения по аллергическим заболеваниям действуют для бронхиальной астмы с конца 80-х годов.В 1991 году представители всех обучающих на то время центров в немецкоговорящих странах собрались на первой совместной конференции.

На базе этих ежегодных научных конференций образовалось междисциплинарное Общественное объединение по обучению в вопросах астмы в детском и подростковом возрасте (AGAS). AGAS свело воедино все существующие на то время обучающие модели и разработало единые стандарты для проведения обучения.

Была разработана программа AGAS, которая в настоящее время осуществляется по всей стране с участием более чем 3300 инструкторов (как в амбулаторных условиях, так и в экстренной стационарной области и области реабилитации).

 Эта программа совмещает современный подход к успешному лечению, обучению, контролю и профилактике бронхиальной астмы.

Цели обучения пациентов, страдающих астмой

  • Знания об астме, а также медикаментозном и немедикаментозном длительном/неотложном лечении.
  • Распознавание триггеров и способов их предотвращения.
  • Распознавание ранних симптомов, физической самооценки и раннего вмешательства.
  • Ослабление тревог, связанных с заболеванием/эмоциональная помощь пациентам и особенно родителям.
  • Принятие астмы в качестве хронического заболевания.
  • Улучшение обращения родных с больным, страдающим хроническим заболеванием.
  • Снижение психосоциального воздействия хронического заболевания.
  • Поощрение личной ответственности.

Возможности школ здоровья по бронхиальной астме

Мониторинг за заболеванием и полученный опыт в школе здоровья дают возможность пациентам  рационально и адекватно оценить свои действия в тяжелой ситуации.

Во время обучения пациент сможет узнать о том, как принимать препараты и какое воздействие они оказывают. Он научится использовать препараты в соответствии с возникшими симптомами.

Кроме того, ему покажут, какие вспомогательные средства и техники можно использовать для облегчения жизни с болезнью. К тому же, в школе здоровья часто проводятся тренировки по их применению.

К таким техникам и вспомогательным средствам относятся:

  • техника правильной ингаляции;
  • использование дозированного аэрозольного ингалятора со спейсером;
  • ведение дневника по астме;
  • использование пневмотахометра;
  • поведение в неотложных ситуациях;
  • и много чего другого.

Пациенты могут много раз принимать участие в таких обучениях и посещать школу здоровья. Взрослым рекомендуется через 2 года освежить свои знания. Дети и подростки должны это делать через 6-12 месяцев.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector